Вівторок, 06 грудня 2016
88-летний Юрий Алексеевич Сушич всегда в строю

Сегодня 88-летний Юрий Алексеевич Сушич непревзойденный пасечник, радетель здорового образа жизни, который разработал собственную систему здорового питания, йог и заядлый морж. А еще он имеет самое непосредственное отношение к освоению космоса. По иронии судьбы он тезка первого космонавта планеты. Знакомство с этим замечательным человеком стало для меня одним из самых приятных моих журналистских открытий.

Этапы большого пути

Мой собеседник родом из Челябинской области, родители его — с Полтавщины. Их семьи загнали во время столыпинской реформы распахивать целину на границе с Казахстаном. В Черкассы в 1977 году переселился осознанно — понравился зеленый город с живописным водохранилищем.

— Помню, как в детстве во время войны собирал грачиные яйца. Птицы начинают их нести, когда еще снег не сошел. А мы сильно голодали, вот я и лазил за ними на верхушки берез. Солдатскую пилотку — в зубы и вперед. Пока собирал в нее яйца, грачи очень галдели, аж страшно было усидеть и не упасть. За день собирал по ведру яиц. Мать их готовила. Так и выжили, — вспоминает Юрий Алексеевич.
Со школьной скамьи он четко определился с профессией — хотел стать ветеринаром — после окончания училища планировал поступать в Челябинский ветеринарный институт. Даже имел на руках направление на работу в ветлечебницу. Но тут пришла повестка в армию.

— Так в 17 лет я попал в Иркутское авиационное военное летное училище, — рассказывает о перипетиях судьбы мой собеседник. — Время было послевоенное. Так я волею случая попал в авиацию. Окончил Киевскую высшую военную инженерно-авиационную академию. Во время учебы хорошо себя зарекомендовал, мне предложили работу на Байконуре. Я, как ни странно, этого не хотел. И как на меня не давили, в том числе и по партийной линии, отказался. Вернулся на родину, служил инженером полка, занимался самолетными двигателями. Готовился, правда, в качестве военного летчика, служить в Египте. Но мне неожиданно предложили пройти отбор в летно-испытательный центр Минобороны, который тогда возглавлял знаменитый испытатель Михаил Сергеевич Финогенов. Занимался контрольными испытаниями техники, в том числе — и СУ-27. А уже потом попал в Звездный городок. От судьбы, видно, не уйдешь! 27 лет своей жизни Сушич посвятил испытанию реактивной техники.

До космоса дотронулся судьбой

Как инженер-испытатель Юрий Алексеевич Сушич готовил космонавтов к невесомости и к длительному пребыванию в космосе на международных космических станциях. Тренировали космонавтов по-разному: сначала в специально оборудованных наземных модулях, служивших прообразом орбитальных отсеков (там космонавты находились до 30 суток).

Искусственную невесомость имитировали с помощью полетов на Ту-104 и Ил-76

— В институте медико-биологических исследований Академии наук (тогда это был Институт космической медицины и биологии) мы проводили исследования по пребыванию человека в изолированном пространстве, — раскрывает секреты Юрий Алексеевич. — Для будущих космонавтов такая изоляция и исследование на совместимость нередко заканчивались требованием немедленно прекратить эксперимент. Все это выявлялось в ходе подготовки к полетам и в дальнейшем позволяло избежать экстремальных ситуаций на орбите. Как, например, то, что космонавтам необходимо расцвечивать пространство орбитального корабля, выяснилось исключительно в ходе экспериментов. Просидев изолировано 20 суток, космонавты неожиданно потребовали цветных журналов. После этого конструкторы начали всерьез задумываться над интерьером космического дома. Аналогично на макетах тщательно отрабатывали выходы в открытый космос, испытывали скафандры и спускательные аппараты.

Юрий Сушич признается, что ощущения, когда „шагаешь“ по имитации поверхности Луны и Марса, ни с чем несравнимы.
— Искусственную невесомость имитировали с помощью полетов на Ту-104 и Ил-76. Самый первый рабочий Ил-76 как раз и отдали для подготовки космонавтов. Тогда прошли 50 полетов в искусственно созданной невесомости. Отработали все операции — как выходить из шлюзового отсека при причаливании космического корабля к орбитальной станции и прочие маневры. После этих изнурительных тренировок делали так называемый „разбор полетов“ и устраняли ошибки, которые в условиях космоса допускать нельзя. Мы тогда работали на грани жизни и смерти. Огромный самолет поднимался на высоту 10-11 тысяч метров и начинал медленно падать, снижаясь до 8 тысяч, чтобы создать тот самый эффект невесомости. И так происходило до тех пор, пока космонавты не отработали до автоматизма необходимые навыки. Специальный отсек, идентичный космическому, находился внутри салона самолета. Когда мы выглядывали в иллюминатор, думали, что плоскости нашего самолета вот-вот сломаются. Такие они испытывали колоссальные перегрузки. После посадки его тут же осматривали „прочнисты“ на предмет деформации и выявления возможных трещин. Кстати, на случай аварии в самолете был оборудован специальный люк, через который можно было покинуть самолет с парашютом. Жизнями космонавтов не рисковали! Покинуть самолет были обязаны и медик, и инженеры-испытатели... Слава Богу, таких ситуаций у нас не было.

Учил Юрий Сушич первых космонавтов корабля „Салют“ Владимира Коваленка, Владимира Джанибекова, Юрия Глазкова и Валерия Рюмина.
— Я был руководителем испытательной бригады от военных. В то время военные инженеры наряду с гражданскими непременно задействовались в процессе подготовки космонавтов, — делится Юрий Алексеевич. — В Чкаловском (возле Звездного городка) дислоцировался полк, где проходили летную подготовку все претенденты в космонавты. Командовал этим полком Владимир Серегин. Тот самый, который погиб вместе с Юрием Гагариным 27 марта 1968 года.

Гибель Гагарина вызвала шок

Юрий Сушич помнит, как произошло крушение самолета Гагарина. Говорит, что у руководителя полетов тогда даже случилось тихое помешательство, потому что на него свалились всевозможные обвинения. Оно и понятно, погиб не кто-нибудь, а Гагарин!
— Знаю, что ему пришлось взять вину на себя и с этим страшным грузом жить остаток жизни. Хотя мы догадывались, что он был ни при чем. Этот человек много знал, но об этом нельзя было распространяться, ведь речь шла о престиже страны. Версии тогда были самые невероятные.

У Сушича на этот счет свое мнение: „Юрий Гагарин только вернулся из поездки в Индию, где его очень радушно принимали. Он был человеком планетарного масштаба. Так вот, чтобы снова начать готовиться к полетам, он обязан был налетать энное количество часов, чтобы восстановить навыки и довести управление до автоматизма. В день гибели у Гагарина с Серегиным был ознакомительный полет. В том полете Юрий Алексеевич повел себя очень самоуверенно, что небо пилотам, в общем-то, не прощает, пренебрег всеми мерами безопасности. Когда попавший в струю самолет начало валить в штопор, они должны были немедленно катапультироваться. Тем более, что на это поступил приказ. Первым должен был катапультироваться Гагарин, но он почему-то тянул, Серегин же не мог оставить Гагарина. Когда все было предрешено, он разделил с ним участь…

„Союз“ — „Аполлон“ и Лунная программа

Юрий Сушич: „Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы стыковка конструктивно разных кораблей состоялась“ („Союз“ — „Аполлон“)

Юрий Алексеевич испытывал и противопожарную систему, участвуя в совместном советско-американском проекте „Союз-Аполлон“. „Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы в итоге этот полет состоялся, и чтобы стыковка двух конструктивно разных кораблей состоялась, — рассказывает Сушич. — Когда один из американских „Аполлонов“ сгорел на старте, нас, инженеров, очень волновал вопрос именно противопожарной безопасности. Вопрос, помню, стоял ребром — мы заявляли тогда американцам, что их космонавтам не будет разрешено перейти на борт „Союза“, пока их инженеры не решат вопрос с противопожарной системой. Они же не хотели этим заниматься, т.к. она сильно утяжеляла тоннаж корабля. Но им все-таки пришлось принять во внимание наши аргументы. Интересно, как решали вопрос с космическим огнетушителем. Пена в условиях невесомости просто расплывалась облачками, и очаг загорания не тушила. Пришлось обратиться к специалистам в области пожаротушения. Те, в свою очередь, затребовали информацию о материалах обшивки корабля и его деталей. Когда я предоставил список, то мне сразу же сказали, что наши космонавты погибнут уже в начале задымления. Дело в том, что в конструкции корабля использовалось очень много деталей из фторопласта. Пришлось думать и над этой задачей.

Лунный проект СССР внезапно закрыли. Есть мнение, что из-за того, что это направление мы проиграли американцам. Некоторые считают, что причиной могла послужить и деструктивная конкуренция нескольких КБ, задействованных в проекте. Юрий Алексеевич утверждает, что Сергей Королев на самом деле готовил полет пилотируемого корабля на Марс. Но тут вмешалась большая политика, пришлось отказаться от всех планов. Впопыхах перестроились на Луну…

— Королев тогда очень пострадал, — рассказывает Сушич. — К тому же были еще некоторые нюансы, которые задержали наши полеты на спутник Земли. Необходимо было разработать и создать некий защитный блок, чтобы обезопасить космонавтов от воздействия мощной космической радиации. Сделали такой интересный макет из пшеницы, чтобы точно рассчитать, сколько радиации „хапнет“ человек и каковы человеческие резервы. Клетки пшеницы реагируют на излучение идентично человеческим. Была и еще одна веская причина свернуть Лунную программу. Провалилось наше испытание бортового отсека космического аппарата. Советский Союз планировал запустить именно такую его модель на Луну. Траектория посадки спускаемого аппарата приходилась по расчетам на Индийский океан. Надо было убедиться, как долго космонавты смогут продержаться в бортовом отсеке при наибольшей бальности волн до 4 метров. Решили испытать конструкцию в Феодосийском заливе. Однако там нужная нам высота волн бывает лишь в феврале. В залив вышли на тихоокеанском пароходе „Даурия“, задействовав дополнительно морскую авиацию и специальные наземные службы. В заливе в 200 метрах от теплохода выбросили бортовой отсек с двумя космонавтами. Через какое-то время из него пошел дым — горела электропроводка. Через втулки внутрь попала вода. Испытание пришлось свернуть. Американцам, конечно, такая неудача была на руку. Они оказались первыми.

Здоровье не купишь, но его можно заслужить

Особенно здоровым Юрий Сушич в молодости не был. Возможно, поэтому сам космонавтом не стал. Хотя всегда успешно участвовал в офицерском многоборье и мог назвать себя спортивным человеком. К середине жизни начал более осознанно подходить к своему здоровью. Болячки лечит медом со своей пасеки, собирает травы, готовит из них чаи, в любое время день Юрий Сушич начинает с купания в Днепре, медитаций и занятий йогой. Ею он занимается уже 30 лет. В свои 88 он запросто сидит в позе лотоса и стоит на голове. 25 лет не ест мяса. „Над здоровьем надо трудиться. Крепкое здоровье — награда для тех, кто не ленится, — убежден долгожитель, который собирается прожить, как минимум, до ста лет.
Чего мы ему от всей души желаем!

Новини

Виталий Портников: Это была не драка. Это был неверный расчет.

15 листопада, 2016

В мире только 8 человек богаче нардепа Мельничука

30 жовтня, 2016

Казанский: в "ЛНР" 2 года воевали за зарплаты в 5 раз меньше, чем при "фашистах"

29 жовтня, 2016

Горбатюк: Генпрокуратура готовится выдвинуть новые обвинения экс-министру Лукаш

29 жовтня, 2016

Боевик "ДНР": Убитых россиян даже не хоронили

29 жовтня, 2016

Окупанти зазнали значних втрат під Авдієвкою

28 жовтня, 2016

РФ розмістила в Криму ракетний комплекс «Калібр», що може вразити будь-який об'єкт України – ГУР

28 жовтня, 2016

Нелегитимная Госдума РФ пригласит на свое заседание террористов

20 жовтня, 2016

Порошенко не потиснув руки Путіна у Берліні

19 жовтня, 2016

СБУ поймала админа сепаратистских групп в соцсетях (Видео)

19 жовтня, 2016

Группа INFORMNAPALM нашла подтверждение переброса спецназа РФ под Мариуполь

10 жовтня, 2016

СБУ затримала російського шпигуна

10 жовтня, 2016

Новый "распятый мальчик": сеть взорвало видео с безумным рассказом боевика ДНР

10 жовтня, 2016

Українські війська залишаються у Станиці Луганській

09 жовтня, 2016

Популярне

Останні статті

Виталий Портников

Виталий Портников: мне не жаль Константина Аркадьевича Райкина и я не считаю, что его вопль о помощи стоит хоть какого-то серьезного внимания

30 жовтня, 2016
Міський голова Черкас Анатолій Бондаренко

Мер Черкас задекларував 7 авто при 26 тисячах гривень доходів

30 жовтня, 2016
Грынив

БПП предлагает ограничить доступ к электронным декларациям чиновников

29 жовтня, 2016
Артемий Троицкий

Артемий Троицкий: "герой из моторолы – как из говна пуля. И внешне жутковатый тип, и по деяниям – давно должен был на сковородке в аду жариться. Тем не менее, на безрыбье, как говорится, и жопа – соловей"

29 жовтня, 2016
Борис Акунин

Борис Акунин: Владимир Путин оказался менее умным человеком, чем я думал

29 жовтня, 2016
Россия не была переизбрана в Совет ООН по правам человека

Россия не переизбрана в Совет ООН по правам человека из-за военных преступлений в Сирии

28 жовтня, 2016
Путин - продукт пропаганды.

Чем Путин отличается от Гитлера

27 жовтня, 2016
Рінат Ахметов

Топ-10 найбагатших українців. Інфографіка

27 жовтня, 2016
"Фабрика тролів" у Санкт-Петербурзі

У Санкт-Петербурзі "фабрику тролів" закидали "коктейлями Молотова" (Відео)

27 жовтня, 2016
Медведчук

Медведчук відвідав форум у Сочі: сидів у першому ряду з Пєсковим і слухав Путіна, який критикував Захід (фото)

27 жовтня, 2016
Константин Боровой

Константин Боровой: на смену Путину придет еще один Путин

27 жовтня, 2016
Президент Украины Петр Порошенко

Порошенко обвинил Россию в агрессии против независимой Украины

27 жовтня, 2016
Ніхто, хто легально працює в Україні не зможе отримувати зарплату менше 3200.

На що вплине зростання мінімальної зарплати

27 жовтня, 2016

Номери газети у PDF